Отличия роботизированной коробки передач от автомата

На сегодняшний день вопрос выбора между механической и автоматической коробкой передач можно считать неактуальным: автоматика уже давно и убедительно доказала свое превосходство. Казалось бы, преимущества АКП очевидны всем. Однако недавно на автомобильном рынке у нее появился серьезный конкурент: роботизированная коробка передач. Сегодня РКП еще не очень распространена, но, судя по растущей популярности и продажам, ее прочное место на авторынке – вопрос времени: многие производители уже успели оценить РКП по достоинству, так что в ближайшее время выбор между разными коробками передач снова станет актуален.
Рассмотрим вкратце сходства и различия коробок передач, а также проанализируем их плюсы и минусы.
Автоматическая коробка передач
Главные элементы в конструкции АКП – это гидротрансформатор и редуктор. Именно благодаря гидротрансформатору становится возможным плавное переключение передач. Этому элементу АКП и обязана многочисленными достоинствами:
- простота управления – водителю нет необходимости отвлекаться на выжимание сцепления и переключение передач;
- сравнительно небольшая нагрузка на двигатель;
- значительно меньший расход топлива (для шестиступенчатой АКП);
- большая безопасность – если автомобиль оставить на наклонной поверхности, он не покатится вниз.
Однако у коробки передач такого типа есть и свои минусы:
- для четырех- и пятиступенчатой АКП расход топлива весьма значителен;
- автомобили с автоматической коробкой передач имеют меньший КПД – это связано с тем, что немалые его потери происходят в гидротрансформаторе;
- автоматическая коробка передач стоит очень дорого, соответственно, растет и цена автомобиля;
- обслуживание АКП требует большого количества масла, что, разумеется, влияет на стоимость обслуживания.
Роботизированная коробка передач
Сами автомобилисты считают основным недостатком автоматической коробки передач именно ее дороговизну. На фоне затрат на АКР роботизированная коробка передач, безусловно, выигрывает – она проста в сборке, за счет чего понижается стоимость автомобиля, и несложна в эксплуатации, что снижает стоимость обслуживания. Производители автомобилей все активней осваивают выпуск машин с РКП, недорогих и быстро окупающихся. Однако РКП – еще достаточно «сырая» технология, и минусов у нее пока еще немало.
Сильно упрощая, можно сказать, что роботизированная коробка передач – это та же механическая с автоматическим управлением. Принцип работы очень похож, только РКП управляет не сам водитель, а так называемый сервопривод. Соответственно, характеристики роботизированной и механической коробок в чем-то похожи.
К плюсам РКП можно отнести:
- экономичность;
- небольшой вес;
- недорогое обслуживание – РКП потребляет значительно меньше масла, чем АКП.
Но и свои недостатки у такой коробки передач имеются:
- переключение между передачами менее плавное, чем у АКП;
- между включением новой передачи и ее выполнением происходит некоторая задержка;
- РКП не переносит пробуксовок – они не лучшим образом сказываются на долговечности коробки передач.
Как видите, у каждой разновидности коробок передач есть как достоинства, так и недостатки. Вопрос, какую коробку передач выбрать, относится, скорее, к индивидуальному удобству и привычкам водителя. Итак, раздумывая, купить вам авто с АКП или РКП ориентируйтесь, прежде всего, на собственный комфорт.