Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая с машины
В холодное время года вопрос поддержания заряда в аккумуляторе становится особенно актуальным. Ситуация усложняется еще и тем, что холодный аккумулятор заряжается сложнее и дольше – соответственно, нужно постоянно поддерживать его в рабочем состоянии. Так как зимой подзарядка требуется особенно часто, возникает закономерный вопрос – как делать это правильно? Насколько в реальности серьезны последствия неправильной зарядки и велики риски сжечь что-либо в автомобиле, мы расскажем в этой статье.
Тонкости подзаряда автоаккумулятора
Эта проблема активно обсуждается автомобилистами и успела обрасти немалым количеством мифов. Один из них – то, что зарядка аккумулятора с неснятыми клеммами обязательно ведет к поломкам. Звучит логично – перепад напряжения в самом деле может «сжечь» блок управления, однако в действительности вероятность такого исхода крайне мала. Большинство зарядных устройств выдает напряжение в 15 Вольт – точно такое же, как и у генераторов. Никаких последствий для бортовой электроники это не несет. Риски могут быть только в случае использования зарядных устройств с напряжением в 16-17 Вольт – такие системы иногда встречаются. Поэтому главное – правильно подобрать зарядную систему.
Особенности зарядки аккумулятора на разных типах автомобилей
Чтобы лучше понимать механизм зарядки, нужно рассмотреть, как происходит этот процесс на автомобилях разных типов.
С карбюраторными авто все просто – электроники в них почти нет, кроме реле-регулятора, ЭБУ нет, соответственно, даже перепад напряжения ничему не угрожает. Процесс зарядки здесь происходит следующим образом: после запуска мотора генератор начинает вырабатывать энергию, которая «выпрямляется» специальным реле, и на выходе получается напряжение, достаточное для зарядки аккумулятора.
Примерно по той же схеме происходит зарядка у инжекторного автомобиля, с той разницей, что у них электричество питает также ЭБУ, для которого скачок напряжения действительно опасен. Однако с современными зарядными устройствами такой вариант, по счастью, невозможен:
- если зажигание не включено, то питание на блок управления просто не идет – соответственно, уже по этой причине «сгореть» он никак не может;
- современные электронные блоки управления надежно защищены от перепадов напряжения;
- как уже говорилось выше, напряжение в стандартном зарядном устройстве точно такое же, как и на генераторе – «сгореть» ничего не может;
- токи в зарядных устройствах тоже обычно невелики – от двух до восьми ампер.
По всем указанным причинам зарядка автоаккумулятора с неснятыми клеммами абсолютно ничем автомобилю не грозит. Единственный случай, когда клеммы обязательно нужно снимать – запущенный двигатель. Совокупное напряжение от генератора и зарядного устройства действительно может вывести из строя реле-выпрямитель или даже сам генератор. Во всех остальных случаях клеммы снимать вовсе необязательно.