Как устроен электроусилитель руля
Электроусилитель руля – конструкция, позволяющая прикладывать меньшие усилия к управлению рулевым колесом. На сегодняшний день электромеханическая система постепенно приходит на смену гидравлической. Все больше машин оснащаются именно электрическим усилителем. Поэтому автолюбителям необходимо знать, как работает эта система, чем она отличается от своего основного конкурента – гидравлического усилителя, каковы ее достоинства и недостатки. Обо всем этом вы узнаете из нашей статьи.
Устройство усилителя руля
Электрический усилитель состоит из следующих основных частей:
- электрический двигатель;
- сервопривод;
- бесконтактный датчик крутящего момента;
- датчик положения ротора.
Вся эта конструкция может быть установлена на рулевой вал либо на вал рейки. Работает она по следующей схеме:
- при повороте руля происходит закручивание торсионного вала;
- чем сильнее поворачивается руль, тем, соответственно, сильнее скручивается вал;
- изменение положения вала регистрируется датчиком крутящего момента и датчиком поворота руля, если таковой имеется;
- данные с датчиков попадают в электронный блок управления усилителя, где вычисляется величина необходимого усилия, после чего блок управления подает команду на электродвигатель усилителя.
ЭУР и гидравлический усилитель
Так как во многих автомобилях все еще используется гидравлический усилитель руля, есть смысл сравнить ЭУР с гидравликой. Насколько значительны его преимущества и есть ли у него серьезные недостатки?
Из преимуществ ЭУР перед ГУР можно назвать:
- экономичность – электрический усилитель позволяет экономить топливо за счет того, что его двигатель включается только при вращении руля, тогда как насос гидравлического усилителя работает постоянно;
- простота в обслуживании. Фактически, обслуживание электроусилителю и не требуется – не нужно контролировать уровень жидкости, менять ее, и так далее;
- возможность настройки. При необходимости электроусилитель можно отключать, более того, отключение можно запрограммировать заранее – например, при наборе скорости, когда на руле не требуется больших усилий. Это помогает значительно сэкономить топливо. Кроме того, во многих машинах имеется функция принудительного отключения усилителя. Гидравлику же отключить не так просто.
Однако есть и негативные моменты:
- электрические усилители уступают гидравлическим по мощности, поэтому их бессмысленно использовать на тяжелых автомобилях;
- двигатель электроусилителя может перегреться. Это приводит к затруднениям в управлении рулем, а иногда и к его полному отключению. Впрочем, работоспособность усилителя несложно восстановить, остановив машину на время и позволив двигателю остыть;
- трудности с ремонтом. Чаще всего электроника ремонту попросту не поддается, поэтому при поломках любых составляющих усилителя – датчиков или двигателя – их, скорее всего, придется полностью менять.
Впрочем, усовершенствование системы электроусиления руля – вопрос времени, а эксперты и автолюбители сходятся во мнении, что будущее – за ЭУР.