Как подобрать свечи зажигания
Как подобрать свечи зажигания, которые бы не подводили и делали легким даже в мороз запуск двигателя? конечно, не только свечи играют важную роль, но зачастую именно из-за них происходят неполадки. И даже приобретение дорогих свеч не всегда спасает. Случается так, что новые качественные свечи показывают себя хуже, чем предыдущие, изношенные и с нагаром. В чем же дело? Да в том, что подобраны они неправильно, основываясь только на ценовом сегменте, а не в первую очередь на совместимости с автомобилем.
Бюджетный или премиум ценовой сегмент
По идее, рассказать, как выбрать свечи зажигания, должен консультант в магазине автозапчастей, и обязательно из каталога. Сотрудники специализированных магазинов учтут все характеристики вашей машины, и выбор точно будет правильным. Можно подбирать и самостоятельно, но снова стоит сверяться с каталогом и характеристиками своего автомобиля. Иногда это вполне оправданно, поскольку доверие к консультантам не всегда соответствует их навыкам и профессионализму. Изредка их можно подобрать даже в супермаркете, если берете полный аналог или такие же свечи, как стояли раньше и которые вас полностью устраивали. Но брать наобум запчасти, исходя только из цены или совета соседа с другой машиной – верх безрассудства.
Но начнем с глобального для многих вопроса – категории стоимости. При покупке цена становится краеугольным камнем, и часто владельцы авто выбирают самые простые свечи, стоимостью до 100 грн за штуку. За комплект свечей для стандартного нетурбированного двигателя с 4 цилиндрами придется отдать около 400 гривен, и многих это устраивает, учитывая, что ставятся они не на один сезон и даже не на один год. Зачастую это варианты с никелевыми электродами, с присадками хрома, марганца и меди. Откуда же взяться разнице в цене? Как всегда, факторы разные:
- страна производителя;
- стоимость бренда;
- точность исполнения;
- аппетиты продавца;
- культура производства и т.п.
Но при более детальном рассмотрении и собственном опыте пользования оказывается, что разницы с дорогими и дешевыми вариантами именно из никеля не так много. Если только не брать откровенно ненадежные китайские варианты из самого низкого ценового сегмента, то и бюджетные свечи могут себя неплохо показать. Правда, ждать здесь длительной исправной службы владельцу авто все равно никак не приходится.
Свечи из более дорогих, как правило, выполнены с электродами из платины или иридия. Точнее, с напылением из этих материалов. Сделаны эти свечи по несколько иной технологии, у них центральный электрод из сплава железа с иридием, а зачастую и боковой. Такие свечи обладают отличной проводимостью, дают мощную искру и долго служат. Стоят они в 2-3 раза больше, но и служат заметно дольше. Если у вас дорогая иномарка с высокой компрессией в двигателе, то экономить на таких вещах как свечи, явно не стоит, тем более что ремонт двигателя будет стоить намного больше, чем разница в цене.
Какие выгоднее подобрать свечи зажигания на авто – никелевые или иридиевые?
Очень часто в производстве для электродов в свечах используется никель в качестве основного материала. Правда, только для центрального электрода с добавлением процентной доли хрома и меди, для бокового вообще используется сталь, покрытая марганцем. Какая-то часть металла сгорает постепенно в процессе работы свечей, зазор расширяется, искра получается слабее и ее мощности не хватает для качественного поджигания топлива. Мощность двигателя падает, а расход топлива при этом растет. Обычно это происходит после примерно 50 тысяч км пробега даже по нашим дорогам, до 60 тысяч свечи уже точно надо заменить. Для никелевых свечей эта цифра может быть и меньше.
Иридиевые свечи более стойкие, их хватает примерно до 150К пробега. Металлы из платиновой группы вообще стойкие к износу, обладают отличной проводимостью, мало корродируют, Но и конструкция у них несколько иная. В сравнении с обычными никелевыми свечами есть существенные отличия:
- Небольшая толщина в центральном электроде. Он очень тонкий, всего 0,8 мм, буквально похож на иголку. Тогда как у никелевых свечей центральный электрод имеет 2,8…3 мм толщины.
- Расположение электродов друг напротив друга, а не просто пластиной, как у обычных аналогов.
- Наличие U-образного выреза на боковом электроде, на его рабочей поверхности.
Благодаря тонкому сердечнику искра получается мощной. Тем же путем попробовали идти и те, кто затачивает родной центральный электрод на обычных свечах. Эффект это мероприятие дает, свечи становятся более мощными, но сплав никеля с железом и медью не может сопротивляться концентрированному току с такой же эффективностью, как иридиевый состав, и в итоге электрод быстро прогорает. Обычные свечи, и без того не особо долговечные, перегорают еще быстрее.
Так стоит ли переплачивать за иридиевые свечи? Да, стоит, но не всегда. Почему – разберемся дальше.
Как правильно подобрать свечи зажигания
Помимо материала для изготовления электродов, есть несколько других критериев подбора свечей:
- резьба;
- габариты;
- высота;
- зазор;
- сопротивление.
И если первые параметры можно отследить визуально, то вот как понять, какой зазор между электродами? Никак, только доверять маркировке. Под каждый двигатель есть свой рекомендованный зазор, обычной от 0,7 до 1 мм¸ и это всегда указывается производителем. Но если двигатель уже ремонтировался капитально, зазор нужен больше, и подбирать его или регулировать стоит вручную.
Сопротивление также подбирается в зависимости от мощности двигателя. Кроме того, стоит ориентироваться на степень сжатия в двигателе. Известно, что в моторе от ВАЗ она куда меньше, чем в иномарках. Для мотора с компрессией от 8 и выше лучше рассмотреть иридиевые свечи, да и родной комплектации обычно ставятся именно они. Но если у вас старенький отечественный автомобиль, то переплачивать за более дорогие свечи особого смысла нет. Вы вряд ли почувствуете существенную разницу, разве что менять свечи зажигания нужно будет несколько чаще.
Как подобрать свечи зажигания для газа
Конфигурацию самих свечей установка ГБО не меняет никак. Зазор, сопротивление, габариты и разъемы остаются такими же, как и прежде. Разница в том, что меняется калильное число – то есть та температура, при которой происходит поджиг без искры, на одной только раскаленности свечи. Для каждого мотора это число высчитывается отдельно и указывается производителем. В маркировке свечи этот параметр тоже должен быть.
Газ горит при более высокой температуре, чем бензин или дизель плюс осадка от него меньше. Из-за этого калильное число у газовых свечей меньше, охлаждаются они быстрее и не пеергреваются, на них меньше нагара (хотя последнее во многом зависит уже от качества заправляемого топлива). Для оптимизации параметров применяется меньший искровой зазор, а центральный электрод делается более тонким (если это никелевые свечи). Понятно, что служить такие свечи смогут меньше, чем бензиновые аналоги, но зато так можно обеспечить исправную работу двигателя.
Иридиевые и платиновые свечи для работы с газом подходят намного лучше. У них и так центральный электрод делается очень тонким, а зазор небольшой в принципе. Стойкость к коррозии высокая, ресурс большой, а нагрузка на модуль зажигания меньше. С этими свечами газ сгорает лучше и машина едет быстрее. Свечи, специально сделанные для работы с ГБО, тоже выполнены примерно по такому же принципу.
Можно ли ездить на газу с обычными бензиновыми свечами? Да, можно. Но газ будет сгорать чуть хуже, а ресурс свечей значительно сократится. Электроды быстрее сгорают, и даже меньший нагар тут не поможет. Если это новые качественные свечи от хорошего бренда, то правильно выбрать свечи зажигания будет нетрудно. Зато специальные разовые модели работать будут гарантированно лучше.
Так какие же свечи лучше?
Однозначного ответа нет. Для дорогой иномарки с двигателем высокой компрессии стоит отдать предпочтение иридиевым или платиновым свечам, но у обычного автомобиля вы особенной разницы не заметите. Кроме того, что заплатить придется в 3 раза больше. Но и ресурс у этих свечей больше настолько же. Если же вы ездите на газу, то тогда выбор стоит сделать в сторону именно таких запчастей.
Не стоит ориентироваться на опыт соседей-друзей-знакомых, ведь у них машина наверняка другая. И нет гарантии, что с дорогими качественными свечами именно ваша машина будет ездить быстрее и без перебоев. Лучше задать вопрос консультанту в магазине автозапчастей и воспользоваться каталогами, чем ориентироваться на чужие рекомендации. И тогда ваш автомобиль, снабженный аксессуарами из магазина «Питстор», будет исправно служить вам длительное время!