Эволюция ГБО (газобалонного оборудования автомобиля)
Установка ГБО на машину – очень распространенный способ экономии на топливе в нашем регионе. Особенно для тех, кто ездит много и даже очень много. Причина очень проста – разница в цене с бензином или дизтопливом почти в 2 раза. Но если старшее поколение запомнило автомобили на газу как пыхтящие, малоскоростные и зачастую неприятно пахнущие агрегаты, то сейчас ситуация совсем другая. Эволюция налицо! Расскажем сегодня, как она происходила.
Первое поколение
Собственно, то, с чего все начиналось, и что стало основной моделью для ГБО на долгие десятилетия. Условно все существенные отличия в конструкции привязаны к усовершенствованиям основной двигательной системы, то есть мы имеем три вида: карбюраторный впрыск, инжекторный и прямой непосредственно в цилиндры. Но четкого разделения в ГБО нет, некоторые узлы заменялись новыми, а маркетологи быстро это представляли как новое поколение конструкций. В итоге на сегодня мы имеем 6 поколений, от которых и отталкиваемся. Итак, в первом имеется:
- Бак. Отдельный, именно под газ, и зачастую даже с отличиями в зависимости от того, какой именно газ, метан или пропан-бутан. Этот элемент остался везде чуть ли единственным без особых изменений.
- Испаритель. Здесь раз переводится из состояния жидкости в состояние пара. Потому холодный запуск мотора здесь невозможен в принципе, испаритель еще нагреть надо.
- Редуктор. Он как впускал газ в мотор, количество газа при этом зависело от давления во впускном коллекторе.
Запорную арматуру оставляем по умолчанию, переключение с газа на бензин сохранилось везде. Но самая первая система не обладала высокой надежностью, а рассчитывать на постоянное стабильное давление газа в ней не приходилось, как и на равную бензину мощность.
Второе поколение
От первого по конструкции оно мало отличалось, разве что научились совмещать редуктор и испаритель в одном корпусе, что существенно экономило место и делало установку чуть проще. А вот применение электромагнитного клапана вместо вакуумного на запоре стало реальным прорывом, ведь теперь можно было нажатием всего одной кнопки переключаться с одного топлива на другое прямо из салона. Плюс этот же клапан заметно облегчал холодный пуск на газу. Ведь в систему перед ним впускалось небольшое количество газа и заранее прогревалось. Такое оборудование с дозировкой газа клапаном можно было ставить уже и на моновпрыск, и на первые вариации инжекторов.
Третье поколение
В условно третьем поколении появился небольшой моторчик на редукторе, который автоматически регулировал количество газа, подаваемого в двигатель. Появился датчик кислорода и датчик температуры, который не дает запустить двигатель до того момента, пока редуктор не нагреется до заданной температуры. Под него уже устанавливается контроллер в салоне с выводом данных на экран. Именно с этого поколения началось массовое применение ГБО в том виде, в котором мы его знаем.
И еще один момент: эта конструкция и все более новые ставятся только на инжекторные двигатели с распределенным впрыском. На карбюратор приходится выбирать более ранние системы, которые сейчас все меньше производятся.
Четвертое поколение
А вот тут изменения становятся все более заметными, здесь газ подается уже не на коллектор, а непосредственно в форсунки, каждая в свой цилиндр. На каждую идет шлейф от основного контроллера с сигналом на впрыск топлива. Редуктор стал более простым, ведь с него функции распределения сняли и давление внутри одинаковое всегда. Выросло давление в баке, ведь форсунки требуют большого количества газа всегда. Зато и мощность в итоге почти не отличается от того, что выдает двигатель при работе с оригинальной бензиновой системой.
Пятое поколение
От оригинала первого поколения уже мало что осталось, а вся система значительно напоминает бензиновую. В топливном баке стоит насос, газ используется уже только в жидком виде, испаритель убирается из конструкции полностью. Для такой системы подходит только пропан-бутан, метан в жидкий вид перевести куда сложнее и он быстро испаряется, а здесь это не нужно.
Эта система считается самой совершенной сейчас, по мощности практически не уступает бензиновому аналогу, плюс нет вмешательства в систему охлаждения двигателя. Шлангов тоже практически нет, все магистрали пластиковые и рассчитаны на высокое давление. Предварительный прогрев на бензине не нужен, расход газа значительно меньше, да и сама система компактнее. Но пока что эта конструкция не сильно распространена, а значит, еще дорогая и в установке, и в обслуживании.
Шестое поколение
Пока такая конструкция только заявлена и представлена, на массовом рынке ее еще нет. Она максимально приближена к бензиновой, отличие только в баке под газ и под бензин. Форсунки и топливопроводы используется одни и тот же. Это удобно и гарантирует минимум изменений в родной установке.
Но загвоздка в том, что рассчитано это ГБО на машины с прямым впрыском топлива в двигатель. Те, кто может себе их позволить, обычно хотят выжать максимум и любят агрессивную езду. А главное – не особо задумываются над тем, как сэкономить на горючем. У этой системы отличные характеристики и по мощности, и по экономичности, и даже по экологичности. Так что ждем, когда она станет массовой и доступной, а пока учимся экономить на том, что есть уже сейчас.