Что такое тормозной суппорт?

Тормозная система состоит из множества элементов, и одним из важнейших является суппорт. От его исправности зависит функционирование всей системы, и, в конце концов, ваша жизнь! Рассмотрим подробнее, как работает тормозной суппорт, каковы самые частые неисправности этого элемента, и что делать, чтобы их избежать.
Место суппорта в тормозной системе
Суппорт состоит из металлического корпуса, к одной стороне которого подведены шланги с тормозной жидкостью, а к другой в специальных скобах прикреплена пара тормозных колодок.
Система торможения в легковых автомобилях устроена достаточно просто (сейчас мы говорим о дисковой тормозной системе, так как суппорты используются только в ней; существует еще барабанная система, но она работает по другому принципу):
- когда водитель нажимает на педаль тормоза, тормозная жидкость, «выжимаемая» поршнем из специального цилиндра, начинает идти к суппорту;
- в суппорте за счет поступившей жидкости создается давление, которое выталкивает из него другой поршень;
- на поршне суппорта установлены две тормозные колодки, между которыми помещается тормозной диск колеса; когда поршень суппорта выходит вперед, одна из колодок прижимает диск к другой;
- тормозной диск оказывается зажат между двумя колодками; за счет сильного трения о колодки диск, а вместе с ним и колесо, начинают вращаться медленнее вплоть до полной остановки.
Как можно видеть, суппорт – единственная подвижная часть в тормозной системе, приводящая в движение все остальные. На нее ложится основная нагрузка при торможении. Энергия движения автомобиля при торможении не исчезает «в никуда», а, согласно закону сохранения энергии, превращается в тепловую. Таким образом, чем на большей скорости водитель тормозит, тем сильнее нагреваются колодки и суппорт. Это не страшно, если все запчасти в тормозной системе качественные, а водитель не увлекается экстремальной ездой. Однако слишком частый перегрев может привести к серьезным неисправностям.
Неисправности тормозного суппорта
Одна из частых проблем – перегрев суппорта и его деформация из-за высокой температуры. Деформированный ступор «заклинивает» поршень, на котором закреплены тормозные колодки, из-за чего затормозить становится попросту невозможно. К сожалению, единственное решение в такой ситуации – замена суппорта. Разумеется, можно купить новый узел, но цена на него будет немалой, поэтому лучше просто не доводить суппорт до такого состояния.
Однако во всех других случаях можно обойтись всего лишь заменой отдельных деталей, которые есть в продаже в любом автосалоне. Так, частой причиной неисправности суппорта становится банальное загрязнение. Места соединения отдельных деталей этого узла – корпуса с поршнем, направляющей с корпусом и т.п. – защищены специальными резиновыми заглушками, так называемыми сальниками. Истершийся или поврежденный сальник пропускает внутрь узла пыль, грязь, а сам, в свою очередь, перестает удерживать тормозную жидкость. Как результат – суппорт загрязняется изнутри, поршень ржавеет, а тормозная жидкость протекает. Эта проблема решается разбором и чисткой суппорта и заменой сальников (порой и заменой тормозной жидкости, успевшей загрязниться).
Иногда суппорты начинают греметь. Водители в таких ситуациях подозревают, что суппорт «разболтался» - и не без основания: громыхание суппортов чаще всего вызвано неисправностью направляющих болтов, а иногда и неудачной конструкцией самого узла. В первом случае проблема решается установкой новых направляющих, а во втором – специальных амортизирующих пружин.