Как сделать подвеску мягче обзор способов
Жесткая подвеска в автомобилях – предмет обсуждения и многочисленных жалоб от их владельцев. Езжу, как на дровах, подвеска дубовая, чувствуется каждая ямка… Желание сделать подвеску более мягкой понятно, в интернете есть множество советов, как сделать это различными методами. Попробуем разобраться, что из них стоит внимания, а на что не стоит рассчитывать.
Как сделать подвеску мягче: от чего отталкиваться
Советы от диванных «экспертов» самые разнообразные: подрезать или удлинять пружины, сменить амортизаторы, ездить на мягкой зимней резине и многое другое. Сначала разберемся, чем мягкая подвеска отличается жесткой.
В целом на подвеску и ее характеристики влияет много факторов:
- форма кузова и высота;
- колесная база;
- масса кузова;
- характеристики по мощности и скорости машины;
- настройки рычагов.
Есть также такой параметр, как частота колебаний кузова. Чтобы она была оптимальной, пассажиров не укачивало в дороге и не трясло, у подвески должна быть определенная жесткость. Если говорить более просто, то чем тяжелее машина, тем жестче и мощнее должны в ней быть пружины. В некоторых машинах есть рычаги, в других пружины работают напрямую, однако величина прогиба в каждой из них остается постоянной. В идеале это максимально допустимая величина между сжатой и расправленной пружиной, с грузом и пассажирами.
Однако это в идеальных условиях, в реальности же есть несколько серьезных ограничений, которые не дают сделать реальность такой же:
- Невозможность добиться высокой энергоемкости при низкой жесткости. Подвеска просто не сможет эффективно поглощать сильные удары, если у нее будет небольшой ход и мягкость.
- Ограничения по конструкции. Невозможно сделать большой ход пружины, ведь есть лонжероны и крылья, сильно ограничивающие пространство.
- Габариты машины. Чем машина легче и выше, тем сильнее е заносит на поворотах и тем сложнее получить от нее плавный ход. Законы физики никто не отменял. И для того, чтобы компенсировать раскачивания, подвеска должна быть достаточно жесткой.
Вот и получается, что чем меньше пространства и веса, тем жестче подвеска. Соответственно, у малолитражек ожидать мягкого плавного хода не приходится, тогда как у полновесных внедорожников ход всегда будет мягче и равномернее. Хуже всех приходится универсалам, построенным на базе обычных седанов. Увеличенная масса и габариты требуют компенсации на рычагах и пружинах, иначе управляемость тут же потеряется и машину будет регулярно заносить на поворотах.
Как сделать машину мягче с помощью воздуха
Самые распространенные способы, обычно сводятся к тому, чтобы внести конструктивные изменения в подвеску. Колесную базу расширить не получится, она жестко привязана к раме автомобиля, а попытка сместить оси очень плачевно закончится. Значит, нужно играть с рычагами и пружинами.
Из серьезных изменений – заменить подвеску на пневматическую. Метод эффективный, с его помощью можно добиться плавности почти у любой машины, хотя с бюджетными малолитражками никто связываться не будет. Но сразу уточним: такая система, сложная, отличается большим разнообразием вариаций, и очень дорогая. В оригинале на заводах ее ставят сейчас на ограниченное количество машин, и обязательно высокого класса. Компоненты есть в свободной продаже. Стоит ли шкурка выделки, то есть стоит ли такую подвеску выкладывать порой еще около половины стоимости всей машины – спорный вопрос.
Бюджетный способ – поставить буферы в пружины. Это прочные резиновые элементы, иногда накачанные воздухом внутри, иногда сплошные. В сочетании с амортизатором с большим ходом и мягкими пружинами это дает эффект, ставятся они и на рессоры. Способ бюджетный, но если на резком ударе буфер полностью сожмется, комфортность подвески тут же сильно падает
Еще один вариант, косвенно связанный с пневматикой – изменения в шинах. Накачивать их сильнее или слабее не стоит – на комфорт пассажиров это не повлияет, а вот получить лишний удар или уменьшить просвет сможет запросто. Можно выбрать шины с более высоким протектором или колеса чуть большего радиуса, но все же допустимого производителем. С большими ямами это не поможет, зато в городе трамвайные рельсы и стыки бетонных плит будут ощущаться меньше.
Как не надо делать, чтобы сделать подвеску мягче
Из прочих простых методов работают далеко не все. Некоторые из можно вообще занести в разряд мифов и советов о том, как делать не надо, чтобы не угробить свою машину окончательно. Приведем некоторые примеры:
- Заменить амортизаторы на более мягкие. Выбор амортизаторов в продаже сейчас очень большой, но это вовсе не означает, что стоит сразу обращать внимание на самые мягкие из них. Если вы ездите только по хорошей ровной дороге, то тогда, может быть, это и имеет смысл, но где вы видели такое в нашей стране?
- Подрезать родные пружины или поставить другие, более короткие. За этот совет вообще стоит отправлять в бан навечно. Да, пружина станет чуть мягче, но из-за того, что теперь для нормальной работы не хватает витков. Более короткая пружина тут же съедает часть просвета. Более мягкая не сможет удерживать кузов на месте, и машину станет ощутимо заносить на каждом повороте, пробои и сильные встряски тоже не заставят себя ждать.
И если уже решились немного сменить подвеску, то не стоит рассматривать дешевые комплектующие для этого. Амортизаторы сменить можно, но стоит учитывать именно их совместимость с машиной, а также нагрузки, которым их постоянно подвергают. Иначе вместо комфорта вы получите плохую управляемость и множество проблем с преждевременным износом деталей.
Так что же сделать можно?
Из более действенных и безопасных методов – поставить литые диски. Колесо станет легче, поездки будут мягче. Но ждать такого же комфорта, как большого тяжелого джипа, тоже не стоит. Иногда наоборот, стоит диск утяжелить, чтобы сместить центр тяжести.
Народный метод – положить в багажник пустой машины мешок с песком. Это даст дополнительную нагрузку, что сказывается положительно и на пружинах. Замечали в поездках, что полностью загруженная малолитражка или обычный седан, притом правильно и равномерно загруженный, намного лучше держит дорогу, чем пустая машина? Как правило, у загруженного автомобиля движение более плавное, чем у пустого.
И напоминаем о том, что конструируют и настраивают автомобили далеко не идиоты, и оригинальные детали рассчитаны именно на определенную нагрузку с небольшим запасом. Отсюда и длины пружин, и их жесткость, и тип используемых амортизаторов, и рычаги, если они есть. Да, можно попробовать вмешаться и немного настроить машину так, чтобы ездить в ней было комфортнее. Но учтите, что вы можете тут же потерять часть управляемости, приемистости машины, а некоторые детали будут изнашиваться быстрее. Жесткость подвески – не попытка сэкономить, а банально конструктивная необходимость.
У больших внедорожников, где всегда больше пространства не только в салоне, но и под капотом, в колесных арках, возможности для маневра всегда больше. Здесь даже большие мощные пружины срабатывают всегда лучше, как говорилось ранее, за счет большой колесной базы и внушительной массы. А вот ожидать от компактной малолитражки мягкости с ее маленькими колесами и очень ограниченным пространством комфортности в поездках вряд ли приходится. И если уж гоняетесь за комфортностью в пути по плохой дороге, то может, сразу стоит рассмотреть машины, которым не страшны бездорожье и асфальт, изрытый ямами? Тем более что практически для любого автомобиля в магазине «Питстор» есть отличные аксессуары, способны смягчить много неприятных вещей.