Почему падает напряжение на аккумуляторе без нагрузки
Частенько бывает так, что аккумулятор, даже снятый с автомобиля, показывает через несколько дней намного меньшее напряжение, чем было в момент отсоединения. Как так, ведь нагрузки на него нет? Попробуем разобраться, почему именно это происходит.
Нормальное напряжение на клеммах
Уточним сразу, что речь пойдет о кальциевых аккумуляторах, а также столь популярных свинцово-кислотных. Как обслуживаемых, так и полностью закрытых. Принцип работы у них одинаковый, разница только в том, есть ли доступ к банкам с электролитом. Итак, есть три основных показателя напряжения, которые можно считать контрольными точками:
- Сразу после снятия с заряда, до 14 Вольт. Зарядное приспособление подает до 14,4 Вольт, а потому такое значение вполне возможно, но нестабильно.
- После 3 часов после отсоединения от сети. Значение вольтажа упадет до 12,5…12,7, на этом уровне оно стабилизируется и зафиксируются.
- Через пару дней после полной зарядки. Значение напряжения должно остаться на прежнем уровне. Если оно упало хотя бы на 0,2 Вольта – плохо, имеет место потеря емкости.
Полный заряд – около 12,7 Вольт, тогда как 11,7 Вольт – это практически полный разряд. В данном случае такая разница – это разряд на 40%, что для пару дней очень много.
Саморазряд аккумуляторов
Данное явление свойственно всем кислотным аккумуляторам, и полностью избежать его не удалось пока даже самым продвинутым производителям. Меньше значение только у литий-ионных аккумуляторов, но они слишком дорогие и капризные, чтобы применять в обычных автомобилях.
Но его значение отнюдь не такое большое, как показывает мультиметр. Саморазряд наполовину, а то и меньше, имеет место быть не раньше, чем через полтора месяца, но никак не через неделю и тем более через пару дней. Процесс саморазряда ускорится, если аккумулятор остается на сильном холоде, потому имеет смысл его снимать и заносить в более теплое помещение в крепкие морозы. Но даже при -30 за бортом пары дней не хватит, чтобы сильно уменьшить заряд аккумулятора.
Причины быстрого разряда батареи
Есть три распространенные причины такого явления. Две из них предполагают исправление проблемы, третья же влечет за собой только замену АКБ на новый элемент.
Недостаток электролита в банках. Обычно такое происходит с необслуживаемыми аккумуляторами, у которых нет доступа к банкам через открывающиеся крышки. Несмотря на закрытость колб, все равно есть небольшие щели, через которые электролит испаряется из-за жары или нагрева при заряде. Такое случается нескоро, не раньше чем через 4 года нормальных поездок, но возможности проверить уровень жидкости, а также долить электролит, здесь нет. Из-за такой особенности стоит присмотреться к чуть более дорогим обслуживаемым батареям, в которых оголенность пластин можно убрать. Можно попробовать просверлить отверстие под самой крышкой и добавить дистиллята шприцом, а потом запечатать отверстие. Но это временная мера.
Появление сульфата на пластинах. Поверхность пластин покрывается солью из-за неправильно использования, простоя незаряженным по несколько дней. Потом сорвать этот слой будет трудно даже при использовании пуско-зарядного устройства с сильным током и напряжением. Чтобы восстановить упавшую емкость, и способность батареи удерживать ее, стоит попробовать режим десульфатации на зарядке. Каков будет успех – никто не скажет, шансы примерно 50 на 50. Впрочем, восстановить батарею полностью не получится наверняка, а жить батарее осталось недолго. Может быть, хотя бы на год ее еще хватит.
Осыпание материала на пластинах. Это сразу можно определить только на обслуживаемых аккумуляторах – открыть колбы с электролитом, он будет мутного цвета вплоть до черноты. Осыпавшиеся пластины придают ему такую окраску. У необслуживаемого можно только замерять напряжение сразу после заряда и через несколько часов. Если значение сильно падает за короткое время – значит, батарее пришел конец. Даже если осыпание произошло только в одной пластине, АКБ пора относить в пункт приема металлолома или в магазине обменять на новую, доплатив часть стоимости.
Получается, что резкое падение напряжения на аккумуляторе без нагрузки – нехороший признак в любом случае, но ситуация еще может быть поправима. Не спешите сразу выбрасывать такой аккумулятор, попробуйте реанимировать его хоть частично. Вероятность успеха – только 50%, но финансовых затрат усилия по восстановлению не потребуют. Все в ваших руках!